Биометрическое влияние на водителя автомобиля

Как это? Разве безопасность или опасность управления автомобилем может зависеть от весны? Да, это так. Весной люди впечатлительнее, чем в другие времена года, и легко поддаются волнениям под влиянием видимых ими, например, первых цветов, зелени, солнца и т. д. Поэтому водителям тоже часто кажется, что весной бывают дни, которые можно бы назвать удачными для движения так же, как и неудачными. Впрочем, такие дни встречаются в течение всего года, но весной они встречаются особенно часто.

В удачные дни все складывается хорошо, дорога все время свободна, пешеходы вовремя сходят с дороги, на дороге не появляется никаких непредвиденных препятствий. Легкость движения автомобиля бывает тогда удивительна.

В неудачные дни обстоятельства складываются наихудшим образом. На каждом шагу возникают затруднения и опасности. Конные повозки занимают дорогу, автомобили впереди внезапно тормозят, пешеходы как бы умышленно лезут под автомобиль, не считаясь с опасностью для жизни. В такие дни чаще происходят дорожно-транспортные инциденты, требующие большого нервного напряжения и внимания.

Очевидно, такое деление на «удачные» и «неудачные» дни зависит от психического состояния водителя, настроение которого отражается более или менее благоприятно на манере езды. Таким состоянием не следует пренебрегать; отдавая себе в нем отчет, следует повысить осторожность и точность управления автомобилем в «неудачные» дни.

Теперь второе предостережение. В прекрасные дни первого весеннего тепла, когда солнце начинает приятно пригревать, прохожие впадают в своего рода радостный энтузиазм, который выражается, между прочими проявлениями, снижением внимания при переходе дороги. Водитель должен тогда восполнять эту неосмотрительность пешеходов повышением осторожности при управлении автомобилем. То же самое относится к возбуждающей обстановке при всякого рода происшествиях, когда взволнованная толпа пренебрегает своей безопасностью на проезжей части улицы большого города.

Предостережение третье. Водитель должен приспосабливаться не только к атмосферным условиям и к скользкости дорожной поверхности, но также и к переходящим дорогу людям. По-разному водитель управляет автомобилем в хороший сухой день и во время метели или сильного мороза, когда пешеходы с поднятыми до ушей воротниками думают прежде всего о тепле и не оглядываются вокруг.

Необходимо тогда предусматривать, что пешеход может поскользнуться перед автомобилем, а немедленно затормозить при этом трудно. В этих особо сложных условиях надо проявлять повышенную заботу о пешеходах. Не сгонять их грубо сигналом с дороги, а посочувствовать, ведь пешеходам холоднее и неудобнее, чем водителям, едущим в обогреваемом автомобиле. Нужно понимать, что пешеход при поднятом высоко воротнике не слышит шума подъезжающего автомобиля так хорошо, как в теплую погоду. Поэтому надо уменьшить скорость движения и держать несколько большее расстояние при объезде пешехода.

Метеорологические условия оказывают значительное влияние на поступки людей. Особенно важно знать, как они влияют на водителей, потому что это имеет большое значение для безопасности движения.

Главными факторами, непосредственно влияющими на самочувствие и поведение водителей, являются солнце, атмосферное давление, влажность, ветер, так называемые атмосферные фронты и даже напряжение космического излучения.

Если водитель едет при умеренном солнечном свете, он ощущает улучшенное физическое состояние, лучше оценивает расстояние и различает цвета, позже замечает наступление усталости и вообще чувствует себя хорошо при управлении автомобилем, но и в этом случае существует опасность ослепления его слишком ярким солнечным светом, так же как при этом проявляется ухудшение адаптации глаз при внезапном въезде в сильно затемненное место. Ослепления часто встречаются у водителей, носящих корректирующие очки.

Другая особенность солнечных лучей заключается в опасности, возникающей от чрезмерного нагрева тела водителя, закрытого в недостаточно затененном и плохо проветриваемом кузове или кабине, особенно в грузовых автомобилях. Этот чрезмерный нагрев может вызвать у водителя сонливость и своего рода лень, ведущие к ошибкам в управлении автомобилем.

На солнце можно поддаться иллюзии, вызванной колебаниями нагретого воздуха. Такой иллюзией, появляющейся в солнечные дни, является вид воды на дорожной поверхности, просматриваемый на большом отдалении, который исчезает при приближении к «залитому водой» месту.

В то же время отсутствие солнца способствует быстрому физическому и нервному утомлению, ослабляется внимание и наступает сонливость, вызванная серостью и монотонностью вида дороги. Водитель видит контуры предметов менее резко и хуже различает их цвета. В редких случаях могут появиться даже опасные иллюзии.

Наибольшую опасность представляет сильно озябший водитель. Упоминавшееся уже «одеревенение» на морозе делает невозможным правильное выполнение движений по управлению автомобилем. Следует заметить, что холод служит причиной значительного замедления действий водителя по управлению автомобилем, замедляет реакцию водителя и даже может вызвать безволье, ведущее прямо к дорожно-транспортному происшествию.

Понижение атмосферного давления оказывает отрицательное влияние на водителей, чувствительных к таким переменам, обычно на водителей старшего возраста. У них появляется ощущение недостатка воздуха, быстро наступает утомление и апатия, общая слабость и сонливость. Если водитель осознает свое состояние, то сумеет противостоять этому отрицательному воздействию пониженного атмосферного давления и повысит свое внимание и осторожность.

Подобные же явления вызывают у водителя повышенная влажность воздуха, туман и испарения.

Значительное воздействие на самочувствие водителя оказывают атмосферные фронты (циклоны и антициклоны), причем их значение в вопросе безопасности движения вообще недооценивается.

В зонах фронтов наступает не только сильное и резкое изменение атмосферного давления и температуры, но также возникают сильные ветры, оказывающие влияние на самочувствие водителя. Фронты вызывают перемещение больших масс воздуха с различными характеристиками, и именно эти причины оказывают влияние на людей.

Известно, что при прохождении атмосферного фронта усиливается недомогание и боли — сердечные, желудочные и ревматические. Иначе реагирует нервная система. Наступает беспокойство и раздражение или, наоборот, угнетение и апатия. Реакция водителей становится при этом слишком бурной и резкой, или же замедленной и неправильной. Оба эти ненормальные проявления реакции отрицательно влияют на безопасность движения.

Вообще можно сказать, что прохождение фронта холода служит причиной роста раздражительности и беспокойства со склонностью к слишком бурной реакции на разные случаи, что может оказаться небезопасным для водителя. Теплый фронт вызывает вялость, чувство утомления, слишком позднее и не всегда правильное реагирование на быстрое изменение дорожной обстановки, что способствует снижению безопасности движения. Водители, страдающие сердечными заболеваниями, должны серьезно считаться с возможностью возникновения недомогания во время поездки и поэтому должны быть всегда подготовлены, особенно в период прохождения атмосферных фронтов, к немедленной: остановке автомобиля при появлении малейших признаков недомогания, потому что пренебрежение ими может привести к тяжелым последствиям.

Много дорожно-транспортных происшествий так называемых «необъясненных», таких, как съезд с проезжей части дороги без всякого повода, наезд на препятствие без существенных причин, потеря управления автомобилем в совершенно нормальных дорожных условиях, происходит при заболевании водителя или вследствие значительного снижения психической и физической трудоспособности во время прохождения атмосферного фронта. В этих условиях очень заметно увеличивается число нарушений со стороны водителей и количество дорожно-транспортных происшествий.

Опытный водитель должен хорошо разбираться в отрицательных свойствах биометеорологического влияния и применять соответствующие предупредительные меры, повысить владение собой, усилить внимание и осторожность не только в отношении собственных действий, но и предвидя неправильные и неосторожные поступки других водителей.

Необходимо заметить, что вышеупомянутое отрицательное биометеорологическое воздействие значительно ярче проявляется у водителей со стажем, не получающих удовольствия от управления автомобилем, чем у начинающих водителей, у которых нервное напряжение при нахождении за рулем автомобиля еще относительно велико, хотя это замечание и не следует принимать за правило.

Во всяком случае общеизвестно, что у водителей весной и летом настроение бывает лучше, чем осенью и зимой, и это не является плодом фантазии. К сожалению, слишком мало говорится об этом водителям и слишком мало пишется в печати.

Комментарии закрыты.