Еще раз о торможении автомобиля

Сила трения колес о поверхность дороги выражается произведением величины веса, приходящегося на данное колесо автомобиля, на коэффициент сцепления шины с поверхностью дороги. Коэффициент сцепления является приблизительно одинаковым у всех колес, так как он зависит только от типа и состояния поверхности дороги, а также от типа и состояния протектора шины. Следовательно, изменяется только давление колеса на поверхность дороги.

При сильном торможении легковых автомобилей с мягкими рессорами наблюдается наклон автомобиля вперед, при котором передняя часть кузова значительно опускается, а задняя приподнимается. При вождении таких автомобилей следует при наклоне автомобиля вперед несколько снизить давление на педаль тормоза, а по возвращении передней части кузова в нормальное положение немедленно усилить это давление. Нажим на педаль тормоза следует регулировать в зависимости от положения передней части кузова.

Если водитель тормозит автомобиль, двигаясь по прямой, то нагрузка на передние колеса автомобиля увеличивается, а на задние уменьшается. В результате этого сила трения передних колес соответственно увеличивается, а задних уменьшается. Следовательно, если водитель резко затормозит и передние колеса окажутся на границе заноса, то задние колеса, тормозимые с такой же силой, заблокируются. Поэтому тормоза легковых автомобилей рассчитывают таким образом, чтобы тормозное усилие на задних колесах было меньше, чем на передних. Однако несмотря на это, водитель не должен допускать блокировки колес, так как она резко снижает эффективность торможения.

Очень сложным является вопрос торможения на повороте. Здесь в результате действия центробежной силы нагрузка на внешние по отношению к центру поворота колеса автомобиля увеличивается, а на внутренние уменьшается. При этом в результате торможения возрастает также нагрузка на передние колеса, а на задние колеса снижается. Поэтому при торможении на повороте с наибольшей силой прижато к дороге переднее внешнее колесо, а с наименьшей — заднее внутреннее, которое может даже вообще оторваться от дороги.

Затормозить автомобиль в таких условиях очень трудно. Поэтому на повороте не рекомендуется тормозить сильно. Различная эффективность торможения отдельных колес и несимметричность торможения приводят к нарушениям в управлении автомобилем, создают тенденцию к боковому заносу и повороту автомобиля к внешней стороне поворота. При этом водитель не может управлять направлением движения.

Помимо расчета возможности торможения и учета коэффициента сцепления (от которого в обратно пропорциональной зависимости находится тормозной путь), необходимо принимать во внимание и прочность тормозной системы, особенно при частом торможении на высоких скоростях. При сильном нагревании накладок тормозов без соответствующего охлаждения происходит их повреждение. Причем сила трения накладок о тормозные барабаны уменьшается с повышением температуры.

Данных проблем не возникает у автомобилей с дисковыми тормозами. Необходимо только следить за состоянием тормозных колодок.

При движении по извилистой дороге, когда необходимо часто тормозить, можно использовать следующие способы торможения: торможение двигателем и торможение с использованием сопротивления воздуха. Последний способ эффективен при высоких скоростях движения (сопротивление воздуха возрастает пропорционально квадрату скорости движения).

Торможение двигателем осуществляют за счет снятия ноги с педали управления дросселем. Если скорость снизилась настолько, что водитель может перейти на низшую передачу без опасения превысить наивысшие допустимые обороты коленчатого вала двигателя, он меняет передачу на следующую низшую. Усиливая торможение таким способом, следует помнить, что торможение двигателем происходит только при посредстве ведущих колес. Поэтому оно является менее эффективным, чем торможение посредством тормозов. Однако торможение двигателем и использование сопротивления воздуха при движении на высоких скоростях дает удовлетворительные результаты.

При торможении перед входом в поворот водитель должен точно знать, когда начинать тормозить. Он должен снизить скорость до величины, соответствующей данному повороту, точно в момент начала поворота. Обычно водители при скоростях до 100 км/ч начинают тормозить слишком рано, а при более высоких скоростях — поздно. Это объясняется тем, что при оценке расстояния перед поворотом водители часто не осознают, что тормозной путь пропорционален не просто скорости, а ее квадрату. Следовательно, при возрастании скорости, например, в 2 раза, тормозной путь увеличивается не в 2, а в 4 раза.

Не существует какого-либо общего правила определения момента начала торможения. Водитель должен научиться сам безошибочно определять этот момент путем тренировки в различных условиях. При этом он должен помнить: если он начнет тормозить слишком рано перед поворотом, то он этим только снизит среднюю скорость; если начнет торможение слишком поздно, то автомобиль занесет и на этом поездка закончится.

Нормальным считается торможение, переходящее от слабого к сильному, а затем вновь ослабляемое до нуля. При таком торможении автомобиль плавно останавливается на заранее предусмотренном расстоянии. Причем опасная ситуация возникнуть не может. Автомобилю не грозит занос даже на самой скользкой дороге, шины не испортятся.

При обычной поездке, предварительное торможение осуществляют двигателем, т. е. при снятии ноги с педали управления дросселем. Двигатель создает сопротивление и мягко тормозит колеса. Только заключительное торможение до полной остановки автомобиля осуществляют при помощи ножного тормоза.

Известный мастер вождения Малкольм Кэмпбелл (рекордсмен мира) выдвинул принцип, согласно которому автомобиль в нормальных условиях следует вести так, чтобы никогда не оказаться перед необходимостью использовать тормоза при скорости более 30 км/ч. Эти слова следует продумать и навсегда запомнить.

Во время движения следует тормозить исключительно ножным тормозом. Ручной тормоз является запасным, он служит для удержания автомобиля в заторможенном состоянии на стоянке, на спуске или при смене колеса.

При сильном торможении передние колеса могут поворачиваться в сторону, поэтому необходимо крепко держать в руках рулевое колесо.

Не без основания считается, что тормоз — это враг экономии топлива. Действительно, после торможения необходимо увеличить обороты коленчатого вала двигателя, а это требует дополнительного расхода топлива. Например, опытный водитель такси ведет автомобиль с таким расчетом, чтобы как можно реже применять торможение, а в случае необходимости тормозить плавно.

Перед началом торможения водитель должен посмотреть в зеркало заднего вида и убедиться, что за ним никто не движется на близком расстоянии, иначе на него может натолкнуться другой автомобиль.

Плохие водители (исключая гонщиков) отличаются тем, что, подъезжая на большой скорости к препятствию, резко тормозят буквально перед этим препятствием. Такой водитель портит автомобиль, шины, расходует много топлива и, кроме того, нарушает принципы безопасного движения. Резко тормозить можно только в случае появления неожиданного препятствия, неосторожного пешехода, ребенка, выбежавшего на проезжую часть дороги, испуганной лошади и т. п.

Нельзя сильно тормозить и в случае прокола шины и выхода из нее воздуха или при движении по выщербленной поверхности дороги.

Все замечания относительно торможения относятся также к противоположному маневру — увеличению скорости. Разгонять автомобиль следует умело и быстро, но спокойно, не используя без необходимости полную мощность двигателя. При резком возрастании скорости портится трансмиссия автомобиля, расходуется много топлива и изнашиваются шины. Причем обычно в таком разгоне нет никакой необходимости, за исключением редких ситуаций в условиях интенсивного и быстрого движения большого города, когда внезапное ускорение или резкое трогание с места при нормальном движении бывает достаточно обоснованным.

Трогаться с места нужно умело. Непосредственно перед появлением зеленого сигнала светофора следует отпустить педаль сцепления до границы включения. Тогда при зеленом сигнале достаточно не очень резко снять ногу с педали сцепления, чтобы автомобиль тронулся с места. Как известно, умение привести автомобиль в движение сразу же после появления зеленого сигнала характеризует опытного водителя. Когда автомобиль стоит перед красным сигналом светофора, не следует выключать двигатель.

Если наш автомобиль остановился перед перекрестком за другим автомобилем, и мы видим, что он трогается с места, то и мы без промедления должны двинуться за ним, а за нами следующий автомобиль. Даже небольшая задержка вызовет затор на проезжей части и недовольство других водителей.

Иногда при трогании с места и при разгоне водитель испытывает трудности. Обычно это бывает на обледенелой или занесенной снегом дороге. В таких случаях трогаться с места нужно с большой осторожностью, чтобы не произошло заноса колес, могущего затруднить выполнение данного маневра. При сильной гололедице водитель может, в виде исключения, трогаться с места на второй передаче. Это облегчает задачу начинающим водителям, но из-за этого портится сцепление.

Комментарии закрыты.