Обгон и объезд автомобиля: рекомендации

Обгон на загородной дороге значительно труднее и опаснее, чем в городе, особенно обгон грузового автомобиля с прицепами. Обычно обгон происходит при значительной скорости обоих автомобилей и при этом всегда при небольшом превышении скорости одного над скоростью другого. Вследствие этого обгон длится долго и долго сохраняется период опасности. Происшествия, вызванные невнимательным или легкомысленным обгоном, бывают очень серьезными и влекут за собой тяжкие последствия. Рассмотрим поэтому, как следует правильно выполнять обгон.

Прежде чем окончательно приблизиться к обгоняемому автомобилю, необходимо убедиться, действительно ли разница в скоростях обоих автомобилей настолько велика, что стоит выполнять обгон. Затем, не доезжая примерно 100 м до обгоняемого автомобиля, повернуть свой автомобиль на середину дороги и ехать некоторое время, не увеличивая скорости движения. При этом следует убедиться, что не видно никаких встречных транспортных средств и дорога впереди полностью свободна. После этого надо возвратиться на правую сторону дороги и увеличить скорость с тем, чтобы как можно быстрее подъехать к обгоняемому автомобилю на расстояние 10—20 м. Посмотрев в зеркало заднего вида, убеждаемся, что нас никто не обгоняет, и подаем звуковой сигнал, требующий пропустить нас. На этот сигнал водитель обгоняемого автомобиля обязан без промедления свернуть несколько вправо. После этого мы берем влево, увеличиваем скорость и обгоняем автомобиль на достаточном от него расстоянии, чтобы ни в коем случае не задеть за него. Надо стараться, чтобы обгон занимал как можно меньше времени. Сразу после обгона съезжать направо нельзя, так как мы можем зацепить обгоняемый автомобиль. Только после того как, посмотрев в зеркало заднего вида, мы убедились, что отъехали от обгоняемого автомобиля на расстояние 10—20 м, постепенно сворачиваем на правую сторону дороги.

Иногда проходит много времени, прежде чем обгоняемый услышит наш сигнал и съедет вправо. В этом случае не остается ничего иного, как только терпеливо ждать, так как выполнять обгон до съезда обгоняемого автомобиля вправо очень рискованно, а иногда вообще невозможно.

Большие грузовые автомобили и автобусы, проезжающие мимо нашего автомобиля, создают, как мы уже знаем, сильный шум. Водитель должен быть к этому подготовлен и не должен пугаться. При встречном разъезде на значительной скорости, помимо слухового воздействия — сильного шума, водитель ощущает колебания своего автомобиля от завихрения воздуха, которое создается за проехавшим большим автомобилем. Водитель должен крепко держать рулевое колесо и быть спокойным, тогда автомобиль за долю секунды восстановит равновесие и не изменит направления движения.

Нельзя осуществлять обгон в опасной обстановке   при плохих условиях, при обгоне нашего автомобиля другим автомобилем, а также в случаях, когда обгоняемый автомобиль намерен объехать препятствие или сам начинает обгонять другой автомобиль, когда кто-нибудь приближается с противоположной стороны, наконец, когда дорога занята   или нет достаточной видимости дороги на всем расстоянии, необходимом для обгона. Это расстояние должно быть определено с «запасом», чтобы при обгоне нас не захватила врасплох никакая неожиданность.

При выполнении обгона выезд влево следует начинать на определенном расстоянии от задней части обгоняемого автомобиля. Затем после обгона обгоняемого автомобиля снова на определенном расстоянии от его передней части нужно съехать вправо. Величина (теоретическая) этого расстояния зависит от скорости обгоняющего автомобиля и имеет следующие значения

Если обгон происходит на щебеночной дороге, то наибольшей помехой для водителя является пыль, ухудшающая видимость. В таком случае водитель должен по возможности ближе подъехать к обгоняемому автомобилю, наблюдая за ним через облако пыли по блестящим частям автомобиля (заднее стекло, хромированные детали и т. д.). Когда дорога впереди этого автомобиля станет для нас видна через его заднее стекло, мы должны подать предупредительный сигнал. Обгоняемый должен принять вправо, а мы, решительно увеличивая скорость, начинаем обгонять его с левой стороны. После обгона не следует уменьшать скорость. Это необходимо для того, чтобы быстрее отдалиться от обгоняемого автомобиля и не принуждать его ехать в облаках пыли, поднятой на этот раз нашим автомобилем.

Обгон в пыли только на словах выглядит простым, легким и безопасным. В действительности произвести обгон в таких условиях настолько трудно, что часто даже опытные водители не решаются на такой обгон. Они предпочитают медленно двигаться за другим автомобилем, чем приблизиться к нему в условиях отсутствия видимости, особенно ночью, когда свет фар не может пробить клубы пыли.

А теперь, как должен вести себя водитель обгоняемого автомобиля? Услышав сигнал, поданный водителем обгоняющего автомобиля, он должен тут же принять насколько возможно вправо и не увеличивать, а лучше даже уменьшить скорость. В таком случае обгон завершится быстро и безопасно. В конечной фазе обгона обгоняемый должен соблюдать особую осторожность, потому что водитель обгоняющего автомобиля может оказаться недостаточно опытным и слишком рано свернет на правую сторону дороги, преграждая дорогу обгоняемому автомобилю. В таком случае только немедленное притормаживание поможет избежать опасного столкновения.

Водитель обгоняемого автомобиля ни в коем случае не должен повышать скорость непосредственно перед обгоном его другим автомобилем. Если водитель обгоняемого автомобиля хочет уйти от обгоняющего, то он должен сделать это прежде, чем получит сигнал о намерении обогнать его. Наблюдая в зеркало заднего вида за дорогой и увидев приближающийся сзади автомобиль, можно заблаговременно соответственно увеличить скорость. Однако если автомобиль, едущий сзади, догнал Вас и подал сигнал обгона, уже поздно уходить вперед, необходимо съехать вправо и этим облегчить обгон другому водителю.

Если дорожное покрытие не гарантирует хорошего и устойчивого «удержания» направления движения автомобиля, если на дороге гололед, то следует отказаться от обгона или отложить его до момента улучшения дорожных условий. Может быть, в ближайшем поселке, когда оба автомобиля будут ехать медленнее и улицы станут более широкими, удастся выполнить этот маневр уверенно и безопасно.

Даже наивысшая осторожность при обгоне никогда не будет чрезмерной. Следует думать не только о себе. Взаимопонимание и доброжелательность обоих водителей — обязательные условия для сохранения безопасности.

Особенно неприятны и опасны разъезд со встречным автомобилем и обгон во время дождя, а еще хуже на мокрой дороге после того как дождь уже перестал. Шины автомобилей захватывают капли воды или грязи с дороги, распыляют их и создают за автомобилем грязевое облако, покрывающее слоем грязи переднее стекло автомобиля, едущего сзади. При неблагоприятных обстоятельствах, когда дует боковой ветер со стороны проезжающего мимо встречного или обгоняемого автомобиля, забрызгивание грязью бывает таким неожиданным и таким интенсивным, что может полностью лишить нас видимости, а щетки стеклоочистителей только размажут грязь. Хорошо, если в это время идет проливной дождь, который ускорит мытье стекол. Если же дождя нет, положение становится опасным, так как водителю длительное время приходится ехать практически вслепую до тех пор, пока стеклоочистители не очистят грязь.

Если при разъезде грязевой «душ» ограничивает видимость только на мгновенье, то при обгоне, особенно грузового автомобиля с прицепом, отсутствие видимости может длиться до 20, а сильное ограничение видимости продолжается до тех пор, пока автомобиль не выберется из полосы разбрызгивания грязи, производимого по очереди всеми колесами, а особенно задними колесами прицепа и автомобиля.

Водитель, зная о неизбежной потере видимости, должен заранее приготовиться к пуску опрыскивателя переднего стекла, чтобы не тратить время на поиски кнопки в критический момент. Перед самым въездом в полосу разбрызгивания грязи следует включить опрыскиватель и переключить стеклоочистители на максимальную скорость работы.

И еще одно замечание. Перед въездом в полосу разбрызгивания грязи надо направить автомобиль на движение точно по прямой и не двигать рулевое колесо при отсутствии видимости. В таких условиях необходимо отказаться от обгона на поворотах дорог или в других опасных местах, где неизбежно движение при отсутствии достаточной видимости дороги.