Среди водителей существует ошибочное мнение, что достаточно только 1 раз перед получением водительских прав пройти медицинскую проверку зрения, а в дальнейшем проверять зрение не обязательно. Однако состояние зрения водителя меняется, а само зрение имеет важное значение для безопасности движения. При управлении автомобилем решающую роль играет зрительное восприятие водителем движения транспортных средств и пешеходов, количества транспортных средств и их расположения, скорости, цвета и значения сигналов светофоров и дорожных знаков. Поэтому при возникновении малейших подозрений относительно ухудшения зрения необходимо обратиться к врачу-окулисту и устранить недостаток зрения. Если водитель знает о дефекте своего зрения, он может в значительной мере компенсировать его за счет усиления внимания и соответствующего снижения скорости движения.

Важнейшим свойством зрения является его острота. При нормальной остроте зрения водитель должен свободно различать дорожные знаки с расстояния не менее 100 м в дневное время. Острота зрения проверяется при прочтении знаков и букв на специальных таблицах. При необходимости следует немедленно начать носить очки, так как иначе водитель впоследствии может оказаться не в состоянии водить автомобиль.

Следует отметить, что в ясный солнечный день острота зрения выше, чем в пасмурный день или ночью. Наименьшая острота зрения отмечается в сумерки и на рассвете. Это связано с функцией зрачка человеческого глаза. Зрачок выполняет роль, аналогичную роли диафрагмы в объективе фотоаппарата. При съемках в солнечный день 1иы сужаем диафрагму, чтобы увеличить глубину резкости, и расширяем ее при слабом освещении, чтобы усилить освещенность пленки в аппарате, но при этом происходит снижение глубины резкости.

Аналогичный процесс происходит автоматически в глазах человека. Необходимо, чтобы внутрь глаза на сетчатку всегда попадало одинаковое количество света. Поэтому диаметр зрачка уменьшается при солнечном освещении и увеличивается по мере сгущения темноты. Данный процесс мы можем проследить, наблюдая за нашими зрачками в Зеркало при переходе из темного места на солнечный свет.

Когда зрачки сужены (имеют небольшой диаметр), то лучи света проникают в глаза узкими пучками, что повышает остроту зрения. По мере наступления темноты зрачки расширяются, острота зрения понижается и видимость ухудшается. Это необходимо учитывать при движении в сумерки и на рассвете (хотя в несколько меньшей степени). В это время водитель должен быть особенно внимательным и осторожным.

Другим важным свойством зрения является наличие соответствующего угла зрения. Величина угла зрения определяется простым способом. Вытянув руки вперед с поднятыми большими пальцами, смотрим точно перед собой. Затем медленно разводим руки в стороны до тех пор, пока не перестанем видеть большие пальцы рук. Задерживаем руки в данном положении. Угол, образованный руками, является углом зрения наших глаз. Наименьший допустимый угол зрения составляет примерно 140°. У некоторых людей угол зрения может достигать даже 190°.

Многие люди имеют так называемое туннельное зрение. Дорогу перед собой они видят, как бы через бинокль или трубу, а пространство сбоку различают плохо. Водители с таким недостатком зрения испытывают трудности при проезде через перекресток, и они представляют собой источник опасности в дорожном движении. Компенсировать данный дефект зрения можно, понижая скорость движения и проявляя особую осторожность там, где может угрожать опасность сбоку, а на перекрестках и на участках с интенсивным движением, поворачивая голову налево и направо.

Водитель должен хорошо различать цвета, в частности, отличать зеленый цвет от красного и желтого. Неспособность различать указанные цвета, называемая дальтонизмом, встречается преимущественно у мужчин. Водители, страдающие дальтонизмом, должны следить за сигналами светофора, в котором, как правило, вверху расположен красный сигнал, в середине желтый, а внизу зеленый. Однако нужно быть очень внимательным, чтобы не допустить ошибки при другом расположении сигналов в светофоре. Кроме того, определить цвет сигнала в светофоре можно, следя за действиями других водителей.

Следующим свойством зрения является способность правильно оценивать расстояние, что имеет важное значение при разъезде автомобилей, обгоне и движении в ряду. Водители, неспособные правильно определять расстояние, могут создать опасную ситуацию или вызвать нежелательную задержку автомобилей.

Очень распространенным дефектом зрения является ослабление зрительного восприятия в темноте. Причем данный недостаток встречается даже у водителей, которые хорошо видят в дневное время. Водители, у которых с наступлением темноты снижается способность видеть, должны принимать особые меры предосторожности во время ночных поездок. Они должны придерживаться следующего правила: снижать скорость движения по мере сгущения темноты. Скорость должна зависеть от расстояния, на которое водитель видит перед собой дорогу. Некоторые неподвижные предметы (например, камни) или медленно движущиеся препятствия (кошки, собаки), а также движущиеся или стоящие люди в одежде, по цвету не отличающейся от ‘поверхности дороги, в темноте почти невидимы, и поэтому водитель замечает их на дороге только с близкого расстояния.

Все вышеуказанные недостатки зрения требуют значительного усиления внимания водителя, что ускоряет его утомляемость. Данное обстоятельство необходимо учитывать во время движения.

Глаз человека гораздо медленнее приспосабливается к изменению интенсивности света при переходе из освещенной зоны в зону темноты, чем наоборот. Когда мы из освещенного пространства входим в темное, то первоначальное привыкание глаз к темноте длится несколько минут, а полностью зрение восстанавливается примерно через полчаса.

Неблагоприятным обстоятельством для водителя является ослепление, например, фарами встречного автомобиля. Уже на расстоянии 20 м от автомобиля с зажженными фарами водитель не видит ничего, что находится около этого автомобиля. После разъезда с таким автомобилем должно пройти определенное время, прежде чем восстановится зрительная способность водителя. Если водитель -не учтет этого, то в таком состоянии он может натолкнуться на невидимое им препятствие на дороге.

Отрицательное влияние на зрительную способность оказывает возраст водителя. У пожилых людей трудно протекает процесс восстановления зрительной способности после ослепления, а привыкание к темноте происходит гораздо медленнее, чем у молодых людей. Имеют место случаи, когда пожилые водители настолько плохо видят ночью, что не могут водить автомобиль в ночное время.

Такие водители должны работать на автомобиле только в дневное время.

Можно ли как-то компенсировать недостатки человеческого зрения, проявляющиеся в плохом различении предметов ночью, чтобы предотвратить связанную с этим опасность аварии?

Действенной мерой предотвращения аварии в ночное время является снижение скорости, с тем чтобы водитель при необходимости мог бы остановить свой автомобиль на расстоянии, на которое он просматривает дорогу в данных условиях при дальнем и ближнем свете фар или габаритных фонарях. Данное правило особенно важно учитывать при ослеплении водителей фарами встречного автомобиля. В этом случае следует уменьшать скорость по мере снижения видимости, а при падении видимости до нуля необходимо остановить свой автомобиль. Это единственный способ предупреждения аварии. Если водитель не остановится, он может натолкнуться на неосвещенные препятствия: конные повозки без фонарей, велосипедистов, пешеходов. При судебном разбирательстве аварии водитель будет признан соучастником аварии и понесет ответственность за нее.

При движении навстречу автомобиля с зажженными фарами следует смотреть не на фары, а правее, в бок, наблюдая при этом, не появится ли перед автомобилем какое-либо препятствие: конная повозка, велосипедист или пешеход. Увеличивать скорость не рекомендуется до полного восстановления зрительной способности.

Интенсивный свет фар встречного автомобиля вызывает у водителя желание ехать прямо на этот свет. Водителям следует знать об этом и при необходимости поворачивать автомобиль вправо, насколько это возможно.

При вождении автомобиля ночью следует смотреть только на дорогу перед автомобилем и не отрывать взгляда от дороги. Водитель может вести автомобиль ночью только после длительного отдыха. Утомление в значительной степени понижает зрительную способность человека.

При поездке в ночное время не следует включать свет внутри автомобиля. Рекомендуется пользоваться электрическими зажигалками без пламени и категорически запрещается пользоваться зажигалками с пламенем. Ночью нельзя пользоваться очками с темными или цветными стеклами. Передние стекла автомобиля должны быть чистыми, их загрязнение уменьшает видимость дороги. Необходимо тщательно отрегулировать фары и содержать в чистоте их стекла.

Следует подчеркнуть, что любые стекла, даже самые чистые, ухудшают видимость. Поэтому водителю без особой необходимости не следует пользоваться очками.

Как выбрать московское такси для ежедневных поездок
Реакция водителя и слуховое восприятие