Постараемся ответить на вопрос, на каком расстоянии от автомобиля, едущего впереди, должны двигаться мы, чтобы, с одной стороны, не занимать лишнее место на проезжей части, а с другой, — всегда и при любых обстоятельствах быть в состоянии затормозить автомобиль в случае необходимости.

Для правильной оценки расстояния от автомобиля, едущего впереди, следует исходить из определенных положений. Водитель должен быть уверен, что эффективность тормозов его автомобиля не хуже эффективности тормозов автомобиля, едущего впереди. Он должен быть уверен также и в том, что стоп-сигнал впереди идущего автомобиля загорается точно в момент торможения. Кроме того, водитель должен убедиться, что его автомобиль и автомобиль впереди него имеют одинаковый коэффициент сцепления шин с поверхностью дороги.

При этих условиях оба автомобиля имеют близкие условия торможения и их тормозной путь при одной и той же скорости должен быть одинаковым.

Если тормоза нашего автомобиля менее эффективны, чем тормоза автомобиля, едущего впереди, то мы должны учесть это обстоятельство и увеличить расстояние до предшествующего автомобиля.

Данное расстояние можно определить следующим образом. Стоп- сигнал устроен таким образом, что зажигается примерно на 0,5 сек раньше, чем начинается действие тормозов. Это значит, что после того как водитель увидит зажженный стоп-сигнал у предшествующего ему автомобиля, у него имеется в распоряжении только 0,5 сек до момента замедления движения автомобилем, едущим впереди.

Известно, что время реакции водителя в нормальных условиях составляет в среднем около 0,5 сек. Кроме того, еще 0,5 сек уйдет на перенесение ноги на педаль тормоза, нажатие на педаль и на срабатывание тормозного механизма. Из этого следует, что торможение автомобиля, едущего впереди, после предупреждения стоп-сигналом начнется на 0,5 сек раньше, чем начнут действовать тормоза следующего за ним автомобиля.

Теперь сделаем соответствующий вывод из всего вышесказанного. За автомобилем, едущим впереди, следует двигаться на расстоянии, которое можно проехать за 0,5 сек (с небольшим прибавлением для безопасности). Это расстояние, разумеется, зависит от скорости автомобиля. Например, при скорости 30 км/ч расстояние до предшествующего автомобиля составит около 4,5 м; при скорости 40 км/ч — около 6 м; при скорости 80 км/ч — около 12 м, а при скорости 100 км/ч—не менее 15 м.

Однако в этом расчете имеется небольшое «но». Мы приняли, что время реакции водителя составляет около 0,5 сек. Однако не следует забывать, что данное время увеличивается в несколько раз, если, например, после длительного рабочего дня за рулем водитель такси и он утомлен, находится в сонном состоянии или задумался; когда он движется при непогоде и холоде, когда ему жарко; когда он движется в ночное время и в тумане. Поэтому водитель должен всегда помнить о возможности увеличения своего времени реакции и соответствующим образом увеличивать расстояние от предшествующего автомобиля при неблагоприятных условиях.

Среди водителей распространено мнение, что расстояние от автомобиля, едущего впереди, в метрах должно численно равняться скорости движения автомобиля, выраженной в километрах в час. Таким образом получается, что при скорости 10 км/ч следует выдерживать расстояние 10 ж, а при скорости 50 км/ч — 50 ж. Вполне понятно, что такое преувеличение расстояния было бы вредным в условиях интенсивного движения, особенно в городе, где автомобили напрасно занимали бы слишком много места на проезжей части дороги.

Разумеется, водитель может сохранять такое расстояние от предшествующего автомобиля на дороге с небольшим движением. Здесь не действует принцип эффективного использования места на дороге.

Навыки и привычки водителя
Секрет привлекательности службы такси