Конечно, при наличии опыта назначение автомобильной резины можно вычислить по рисунку протектора. Так, шины с тонкими пластинками внутри каждого из блоков протектора будут гораздо лучше держать мокрую и заснеженную дорогу, нежели шины без таковых пластинок. Грубый протектор с развитыми грунтозацепами очень устойчив на бездорожье в отличие от шин с узкими каналами, в которые моментально набьется земля или глина.

Достаточно выразительно протектор говорит и о надежности вовремя аквапланирования, то есть о способности шин во время дождя разделять потоки воды таким образом, чтобы место соприкосновения шины с дорогой было достаточно сухим для надежного сцепления. Такой способностью обладают шины с широкими и прямыми бороздками-ламелями, идущими вдоль и поперек шины. По ним вода быстро оттекает в сторону. Напротив, абсолютно нецелесообразны шины с узкими и изогнутыми, равно как и с продольными, бороздками, не разделенными поперечными водоотводами. Кроме того, большую роль играет ширина покрышки — широченные «лапти» в дождь могут довести до беды.

Еще более важную роль, чем протектор, играет, к сожалению, не видимый снаружи состав резины. Это влияет на поведение шин на зимней дороге и на возможность преодоления бездорожья. Именно в этом заключается главная проблема, возникающая перед владельцами внедорожников, — нельзя получить все сразу и объединить несовместимое. Хотя остающаяся мягкой даже в самые сильные морозы резина и дает превосходные результаты на зимней дороге, летняя жара может спровоцировать непроизвольные черные следы на асфальте, что означает увеличение тормозного пути, ухудшение управляемости и более быстрый износ резины. А при езде по бездорожью вполне вероятна возможность того, что будет вырван кусок покрышки. Жесткая резина хотя и более терпима ко всевозможным повреждениям, но не обладает хорошими сцепными свойствами на мокрой дороге и на снежных накатах, а ее тормозной путь может увеличиться в таких условиях в несколько раз. Если же какой-нибудь продавец захочет навязать вам «зубастые» жесткие шины в качестве зимних, лучше всего молча и незамедлительно уйти из этого магазина.

Поведай нам, старушка!

Ничто не вечно под луной — в том числе и шины автомобиля. Кстати, именно они могут стать полноценным индикатором при покупке подержанного внедорожника. То, что по правилам протектор должен быть не менее 1,6 мм по всей окружности шины, хотя при таком износе шины уже очень плохо держат мокрую дорогу, вы наверняка знаете и сами. Важнее то, каким образом износилась резина. Сильно потертые боковые поверхности шины, их еще называют «плечами», свидетельствуют о пристрастии водителя к спортивной манере прохождения поворотов, а также о недостаточном давлении воздуха в колесе. Шины, стертые с одной стороны, например, со стороны переднего моста, говорят о неправильном положении этого моста. Если передние колеса «стоптаны» внутрь, можно с уверенностью говорить о нарушении угла установки колес. Боковые стороны шин тоже могут рассказать много интересного. Если они ободраны, не верьте небылицам хозяина, утверждающего, что он еще ни разу не ездил по бездорожью. То же самое правило действует и в случае, если повреждены или вообще отсутствуют некоторые блоки протектора — это последствия эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях. Небольшие шрамы и царапины на боковых сторонах в принципе не опасны, но, если порез доходит до тканевой основы, шины можно сразу отнести на ближайшую свалку. Через этот порез влага просочится внутрь и разрушит основу шины.

Всеобщая гигантомания

На первый взгляд все понятно: чем больше диски, тем больше должны быть и колеса и, значит, тем выше должна быть проходимость машины. Но при ближайшем рассмотрении это не всегда оказывается верно. Решающее влияние на размер внешнего диаметра колеса прежде всего оказывают ширина покрышки и высота боковины, а уж потом диаметр диска. Например, если владелец старенького Nissana Patrol GR поменяет серийные колеса 31×10,5 R15 на 16-дюймовые с 205-й резиной, он сделает большую глупость, так как 16-дюймовые колеса намного меньше в диаметре. На рисунке показаны 5 совершенно разных шин для внедорожников с разницей во внешнем диаметре в 2 мм, но которые надеты на диски с диаметром от 15 до 20 дюймов. Поставив внедорожник на низкопрофильные — с маленьким поперечным сечением — шины, вы получите взамен более четкое рулевое управление, так как низкие боковые стороны шины меньше подламываются в поворотах, а протектор лучше сцепляется с дорогой. Однако малая податливость боковых сторон делает ход более жестким и сильно снижает комфортабельность поездки. И наоборот, высокопрофильные шины идут плавнее, но управляемость на них хуже.

Надвинув на стекло
Лучшие автомобили для работы в такси в Москве, Топ -5