Скорость — друг и враг водителя

Скорость автомобиля является его большим преимуществом, но одновременно и опасным врагом водителя. Можно смело сказать, что автомобиль во время длительного пробега развивает среднюю скорость, превышающую скорость скорого поезда. В этом состоит его преимущество.

Но одновременно скорость таит в себе серьезную опасность. Небольшая неточность и техническая неисправность, небрежность или ошибка водителя сказываются незамедлительно, опасность возрастает непропорционально высоко по отношению к степени увеличения скорости.

Нельзя безнаказанно превышать установленную скорость. Превышение скорости связано с серьезными последствиями. При увеличении скорости движения в 2 раза удар автомобиля о препятствие в случае аварии будет сильнее не в 2, а в 4 раза; при увеличении скорости в 3 раза сила удара возрастет в 9 раз.

Сила удара автомобиля при скорости 30 км/ч такая же, как если бы автомобиль упал с крыши одноэтажного дома; при скорости 60 км/ч — как если бы он упал с пятиэтажного дома; при скорости 120 км/ч — как если бы его столкнули с крыши двадцатиэтажного дома. Такое сопоставление особенно важно запомнить водителям, легкомысленно развивающим значительные скорости.

Если к вышеуказанному добавить общеизвестный факт, что тормозной путь автомобиля увеличивается прямо пропорционально квадрату скорости, то становится понятным, почему такое большое внимание следует уделять вопросу ограничения скорости движения.

Говоря о чрезмерной скорости, следует отметить, что здесь невозможно установить какие-либо конкретные нормы. Для хорошего водителя, едущего на современном автомобиле по свободной дороге с хорошим покрытием, скорость 100 км/ч не считается слишком высокой. Но для водителя с малым опытом, движущегося в плохих погодных и дорожных условиях, даже пятая часть этой скорости может оказаться чрезмерной и опасной.

Скорость движения на дороге водитель должен устанавливать с учетом времени своей психической реакции, физического состояния, степени усталости, состояния дороги, интенсивности движения на дороге, освещения, времени суток, погодных условий, конструкции и состояния автомобиля, исправности тормозов, четкости и легкости управления и, наконец, в зависимости от типа и состояния шин. Например, опытный водитель такси должен уметь безошибочно оценивать все эти факторы и в зависимости от них выбирать соответствующую скорость, т. е. не чрезмерную, но и не слишком малую.

На застроенных территориях населенных пунктов и городов, как правило, нельзя развивать скорость более 50 км/ч. На некоторых участках данная скорость может быть еще более ограниченной. Иногда допускается превышение данной скорости, что обозначается соответствующим дорожным знаком. Однако это не значит, что водитель должен постоянно ехать на максимально дозволенной скорости. Следует напомнить о важном положении, которое предписывает водителю ограничивать скорость движения таким образом, чтобы он мог владеть автомобилем в любой ситуации и не угрожал безопасности движения. Данное требование налагает на водителя ответственность за правильный выбор скорости и делает его ответственным за любое проявление легкомыслия или чрезмерной самоуверенности при увеличении скорости автомобиля.

Органы Гражданской милиции Польши используют различные способы проверки соблюдения водителями скорости, предписываемой на данном участке дороги. Одним из наиболее точных способов являете» определение скорости при помощи радиолокатора, который автоматически сигнализирует о превышении верхнего предела установленной скорости. Этот способ удобен, так как позволяет задержать водителя и наказать его на месте взысканием штрафа.

Второй способ проверки заключается в движении на автомобиле с установленной на данном участке скоростью движения (по показаниям спидометра) за водителем, превышающим скорость. На этом автомобиле имеется фотоаппарат для одновременной съемки показаний спидометра, календаря, часов и задней части контролируемого автомобиля с государственным номером. Неудобство данного метода заключается в том, что после съемки необходимо сделать отпечатки, на основании которых мера наказания назначается только после установления личности водителя, управлявшего сфотографированным автомобилем.

Водитель должен отдавать себе отчет в том, что в условиях города авто не является скорым средством передвижения. В период интенсивного движения можно гораздо быстрее пройти загруженный участок улицы пешком, чем проехать его на автомобиле. Водитель должен учитывать это и не требовать, чтобы все уступали ему дорогу только потому, что он спешит.

Следует четко поставить вопрос относительно скорости движения. Ведь опасная скорость — это не обязательно высокая скорость, а только чрезмерная для конкретных условий. Аварии на автомобилях в хорошем техническом состоянии при движении на высоких скоростях по прямой, свободной, широкой и сухой дороге происходят очень редко. Обычно чрезмерная скорость бывает причиной аварий при особых обстоятельствах, например, при движении на повороте, в тумане, при ослеплении солнцем или светом фар встречного автомобиля в ночное время, при необдуманном разъезде, во время гололедицы, на дороге с ухабами, при пересечении участков, на которых неожиданно могут появиться животные (об этом предупреждают дорожные знаки), в местах, где ведутся дорожные работы и т. п. Поэтому следует отличать чрезмерную скорость, следовательно, опасную, от высокой, которая не всегда может быть опасной и редко служит причиной аварий.

При движении автомобиля с чрезмерной скоростью по гладкой и мокрой дороге, особенно во время сильного дождя, может возникнуть опасное явление, носящее название «водяного клина». Оно заключается в образовании слоя воды между протектором шины и поверхностью дороги. Шины скользят по этому слою и полностью утрачивают контакт с дорогой. Сцепляемость шины с поверхностью дороги снижается буквально до нуля, и водитель не может управлять автомобилем. Правда в этом случае можно затормозить колеса, но это не даст никакого результата. При отключении тормозов колеса даже не начнут вновь вращаться, а будут только скользить по «водяному клину».

Образование «водяного клина» зависит, в частности, от толщины слоя воды и скорости движения автомобиля. Чем выше скорость, тем быстрее образуется водяной клин и тем быстрее наступает опасная ситуация. При образовании «водяного клина» особенно опасным является движение на автомобиле с изношенными шинами, имеющими гладкий протектор, которые теряют сцепляемость с мокрой поверхностью дороги даже при небольшой скорости.

Много случаев потери управляемости автомобилем при движении на большой скорости по гладкой и мокрой дороге (даже без торможения автомобиля) происходит именно вследствие образования «водяного клина». Предупредить его возникновение можно прежде всего за счет снижения скорости движения.

Водители, имеющие опыт, обычно могут довольно точно определить «на глаз» скорость, с которой движется их автомобиль. Однако несмотря на это, при определенных обстоятельствах они могут ошибаться. Это происходит потому, что скорость, определяемая водителем на основе наблюдения или «мнимая» скорость, значительно отличается от действительной скорости или измеренной. Познакомимся с этим обстоятельством.

Наибольшую ошибку в оценке скорости водители допускают в результате так называемого привыкания к скорости. Если водитель длительное время, допустим несколько часов, движется по асфальтобетонной дороге со значительной скоростью, то при снижении скорости, например, в населенном пункте, он будет считать, что движется со скоростью, намного меньшей, чем показывает спидометр. Нередко ошибка может превышать 50%.

Всегда кажется, что большие автомобили с бесшумно работающим двигателем движутся медленнее, чем небольшие автомобили с шумными двигателями.

Независимо от типа и величины автомобиля скорость движения представляется большей при движении ночью, чем днем; при движении навстречу солнцу, чем против солнца; в лесу, чем на открытом пространстве; на плохой мостовой, чем на дороге с гладким покрытием.

Рекомендуется проверять свою оценку скорости, сопоставляя предполагаемую скорость с показаниями спидометра или измеряя время пробега одного километра. Имея опыт и проверяя правильность своей оценки скорости, водитель сможет более точно определять «мнимую» скорость, что очень пригодится ему на практике. Движение на больших скоростях не свидетельствует о мастерстве водителя. Наоборот, это указывает на его неосторожность и легкомыслие.

Комментарии закрыты.