Всегда следует начинать с поворота направо. Казалось бы, что при этом следует заранее подать предупреждающий сигнал правым указателем поворота. Однако правилами дорожного движения это не предусматривается, так как в данном случае водитель не может ехать иначе, как только направо. Только, находясь на перекрестке с кольцевым движением, водитель должен сигнализировать указателем поворота о том, как он намерен выехать с данного перекрестка. Если он выезжает на первую улицу направо, то включает правый указатель поворота. Если водитель движется по кругу дальше центра этого перекрестка, он должен включить левый указатель поворота. Далее водитель должен выключить этот сигнал и заранее включить правый указатель поворота перед сменой ряда движения на соседний с правой стороны для выезда на следующую улицу. Однако указатель поворота всегда следует включать, только минуя улицу, на которую водитель не намерен повернуть. Не следует забывать и о том, что при движении по данному перекрестку о намерении сменить ряд движения на соседний (левый или правый) также следует сигнализировать включением соответствующего указателя поворота.

Был период, когда наши водители поступали следующим образом. Водитель обгоняемого автомобиля, убедившись в том, что его намерены обогнать или услышав предупреждающий сигнал, сам подавал короткий звуковой сигнал. Это делалось с целью уведомить водителя, производящего обгон, что его сигнал принят, и он может производить обгон. Однако в настоящее время появилось другое правило. Водитель обгоняемого автомобиля включает на короткое время указатель поворота, сообщая следующему за ним водителю, что дорога для обгона свободна.

Получив данное сообщение, водитель автомобиля, намеревающегося произвести обгон, должен быть осторожным и предварительно удостовериться:

можно ли безопасно произвести обгон;

не движется ли с противоположной стороны какое-либо транспортное средство;

нет ли на пути какого-либо препятствия;

одним словом, что дорога свободна и обгон безопасен.

Необходимо осознавать ответственность, которую мы принимаем на себя в отношении водителя, производящего обгон, при подаче ему сигнала правым указателем поворота.

Вышеуказанный случай использования указателей поворота не предусмотрен правилами дорожного движения. Это не обязательное положение, а только желательная любезность, предупредительность по отношению к своему коллеге-водителю.

При выполнении любого поворота вправо или влево необходимо заранее сигнализировать об этом посредством указателей поворота. Без такого предупреждения нельзя выполнить ни одного поворота, так как подача предупреждающего сигнала является составной частью данного маневра.

Так как сигнал указателя поворота предупреждает о намерении произвести поворот, то его следует включать заранее. Это необходимо для того, чтобы водители автомобилей, находящихся сзади, а также другие участники движения имели достаточно времени и места для соответствующей ориентировки в создавшейся ситуации.

Поэтому поздняя подача сигнала указателем поворота является серьезной ошибкой, которая может привести к созданию опасной ситуации. Ведь водителю совсем нетрудно предупредить о смене направления движения заранее на значительном расстоянии от места предполагаемого поворота. Это расстояние должно быть прямо пропорционально скорости движения автомобиля. Ведь только путь, пройденный за время реакции водителя, составляет иногда значительное расстояние (проезжаемое за 1—2 сек), а нужно еще оставить место другим водителям, чтобы они спокойно могли выполнить соответствующие маневры: сменить ряд движения или притормозить таким образом, чтобы не создать опасной ситуации для себя и других.

Своевременное включение указателей поворота перед намерением выполнить поворот не только предусматривается правилами дорожного движения, но является основным признаком культурного вождения автомобиля. Рекомендуется следовать общепринятому на практике принципу, по которому перед намерением произвести поворот, указатель поворота необходимо включать на расстоянии не менее чем 2 раза по стольку метров, сколько численно составляет скорость нашего автомобиля в километрах в час.

Если бы водитель, подъезжая к месту остановки под красным сигналом светофора, включил указатель поворота, предупреждая о намерении повернуть влево, и не выключал его в течение всего времени ожидания смены сигнала светофора, то он позволил бы другим водителям заранее правильно оценить ситуацию. Тогда водители, намеревающиеся ехать прямо, не занимали бы место в левом ряду движения, ближайшем к середине проезжей части, а остановились бы в среднем или правом ряду.

То же самое касается поворота направо из правого ряда движения. Если в этом ряду остановился только один автомобиль, то водитель, намеревающийся ехать прямо, может предполагать, что этот автомобиль не преградит ему пути и что при зеленом свете светофора он сможет поехать прямо без препятствий. Однако если в правом ряду уже стоит несколько автомобилей, причем у всех, за исключением первого, включены правые указатели поворота, то не следует занимать место в этом ряду. Мы знаем, что все эти автомобили не смогут при красном сигнале светофора повернуть направо, не успевая проехать из-за толпы пешеходов, переходящих через проезжую часть, а при смене сигнала светофора на красный у них при повороте вновь возникнут трудности из-за движения пешеходов по пересекающей улице. В этой ситуации при намерении ехать прямо следует занять другой ряд, на котором мы сможем быстрее поехать прямо вперед. Отсюда следует обращение ко всем водителям: включайте фонари указателей поворота заблаговременно. Это будет доказательством того, что вы являетесь культурным водителем и соблюдаете правила дорожного движения.

При рассуждении о способе сигнализации при намерении выполнить поворот, следует помнить, особенно при повороте налево (или при смене ряда движения), что подача сигнала указателем поворота еще не дает водителю права начать сам поворот. До этого водитель должен выполнить правила перехода на соответствующий ряд движения и удостовериться, что он никому не пересекает дорогу. Способ выполнения поворотов рассматривается отдельно («Поворот на пересекающую улицу»).

Все замечания относительно оперирования указателями поворота относятся также и к выполнению разворота, при котором водитель должен действовать особенно осторожно. Водитель должен помнить, что сигнал левого указателя поворота может восприниматься только как предупреждение о намерении сменить ряд движения, особенно в случае, когда он начинает разворот из правого ряда; При этом рекомендуется подать дополнительный сигнал рукой через окно кузова. Но прежде всего водитель должен убедиться, что своим разворотом он никому не препятствует.

Остается рассмотреть вопрос использования указателей поворота при движении автомобиля задним ходом. Принцип здесь тот же, что и при движении вперед. Водитель должен включать указатель поворот та с той стороны, в которую он поворачивает рулевое колесо, и выключать его сразу же при движении назад по прямой.

Включение указателя поворота контролируется двумя способами: на приборном щитке мигает контрольная лампочка (обычно зеленого цвета), а кроме того, бывает слышен характерный мерный звук прерывателя электрической цепи.

Корпоративное такси по безналичному расчёту
Бесшумное переключение передач водителем