При нормальном движении протекторы шин плотно прижаты к поверхности дороги и автомобиль подчиняется действиям водителя. В таком случае сцепляемость шин с дорогой является нормальной и достаточной.

При торможении или движении по кривой на шины действуют дополнительные силы, стремящиеся остановить колеса или отбросить их по касательной к кривой. Если сила трения, возникающая между шиной и дорогой, оказывается меньше силы торможения или центробежной силы, шина теряет сцепляемость с дорогой и движется в направлении действующей на нее силы.

Величина силы трения пропорциональна коэффициенту сцепления шины с поверхностью дороги. Теоретически величина этого коэффициента не превышает единицы, а практически она является меньше ее. Коэффициент сцепления зависит от состояния протектора шин, а также от типа и состояния покрытия дороги. Например, коэффициент сцепления шин с хорошим протектором на дороге с сухим и чистым асфальтобетонным покрытием обычно составляет не более 0,6. У шин со стертым протектором на обледенелой дороге этот коэффициент снижается до 0,1 и даже до 0,05.

Если силы, действующие на колеса, превышают силу трения, шины теряют сцепляемость с дорогой, и автомобиль начинает скользить по ней. Обычно скольжение автомобиля происходит при сильном торможении или при движении по кривой на большой скорости. Следовательно, скольжение находится в зависимости от величины коэффициента сцепления.

Скольжение неразрывно связано с управлением автомобилем. Водителя нельзя считать опытным, если он не сталкивался со скольжением автомобиля и не научился выходить из него. Умение владеть автомобилем при скольжении является очень важным для водителя. Разумеется, самое лучшее не допускать его возникновения, но это не всегда удается. При скольжении автомобиля основное значение имеет умение водителя овладеть ситуацией.

Скольжение автомобиля в прямом направлении и боковой занос

В первую очередь, следует научиться владеть автомобилем при скольжении в прямом направлении. Для этого водитель должен выехать на свободный от движения участок улицы или на площадку со скользкой поверхностью, лучше всего с гладким асфальтобетонным покрытием, политым водой. Водитель должен при движении по прямой на небольшой скорости резко затормозить автомобиль. При этом колеса автомобиля остановятся или, как говорят, заблокируются, а автомобиль продвинется на несколько метров вперед. После этого водитель должен выйти из автомобиля и осмотреть след, оставленный автомобилем при торможении. Он увидит на поверхности дороги сухие полосы, появившиеся в результате скольжения колес. Длина этих полос зависит от типа покрытия, эффективности действия тормозов и состояния протекторов шин.

После этого следует повторить данный маневр. На этот раз тормозить нужно не так сильно, а с «чутьем», присущим хорошему водителю с тем, чтобы колеса не блокировались. Теперь водитель сможет убедиться, что полос на дороге за автомобилем нет, а торможение дало лучшие результаты. Выполняя данное упражнение и дальше, водитель определяет соответствующий способ торможения на скользкой дороге и учится предотвращать скольжение. Одно из упражнений следует выполнить на дороге с сухим асфальтобетонным покрытием, чтобы проверить, как ведет себя автомобиль в этих условиях скольжения и насколько сокращается его тормозной путь. При этом водитель может убедиться, что скольжение может произойти и на дороге с самым хорошим покрытием.

Далее водитель выполняет поворот на широкой улице или площадке со скользкой поверхностью. Резко и сильно затормозив автомобиль на повороте, он убеждается в том, что заторможенные колеса перестают направлять автомобиль по кривой, а движутся вперед. Вследствие блокировки передних колес автомобиля на повороте меняется направление его движения, он начинает перемещаться по прямой. Поэтому необходимо предостеречь водителей от сильного торможения на поворотах. При резком торможении может возникнуть опасная- ситуация, так как водитель будет не в состоянии управлять движением автомобиля.

Протяженность зоны скольжения автомобиля в прямом направлении зависит не только от величины коэффициента сцепления шин с дорогой, но также и от величины развиваемой автомобилем скорости во второй степени (подробнее см. «Пути реакции, торможения и остановки»). При большой скорости движения протяженность прямого скольжения при блокировке колес может составить более 100 м. Вполне понятна опасность, обусловленная таким расстоянием скольжения автомобиля.

Далее следует изучить боковое скольжение, которому подвергаются прежде всего задние колеса автомобиля (такое скольжение водители называют боковым заносом).

Для этого водитель выезжает на свободную от движения улицу со скользкой поверхностью дороги. Следует отыскать участок дороги с небольшим уклоном вбок. Двигаясь со скоростью 10 км/ч, водитель должен резко затормозить. При этом автомобиль начнет скользить на сблокированных колесах, а задняя часть его будет отнесена в сторону наклона дороги. Данный маневр необходимо выполнить несколько раз, чтобы водитель мог освоиться с ним. Однако при этом не рекомендуется увеличивать скорость движения более 20 км/ч.

Затем водитель выполняет следующее упражнение. Выбрав поворот на скользкой дороге, на которой нет движения транспортных средств и пешеходов, он выезжает на него со средней скоростью, делая резкий и быстрый поворот. При таком повороте задняя часть автомобиля соскальзывает к внешней стороне поворота и автомобиль начинает двигаться боком. Таким образом, обучающийся водитель сознательно создает ситуацию, которой старательно избегают опытные водители, особенно при движении на большой скорости. Боковой занос может стать причиной серьезной аварии.

Если же водитель умеет владеть таким заносом, он не представляет для него опасности.

Как же можно овладеть боковым заносом? Водитель должен способствовать тому, чтобы при заносе передние колеса автомобиля продолжали двигаться по намеченному им пути. Поэтому если задняя часть автомобиля соскользнула вправо, водитель должен быстро повернуть колеса автомобиля в ту же сторону. Причем поворот колес следует осуществлять тем сильнее, чем больше занос автомобиля. Это единственный способ овладеть автомобилем при боковом заНосе. В случае если это не даст результата, овладеть автомобилем невозможно. Последствия заноса могут быть трагическими.

Основным условием вывода автомобиля из заноса является выключение сцепления. Среди водителей-профессионалов и спортсменов относительно этого вопроса существует множество различных мнений или просто ошибочных понятий. Многие считают, что не следует выключать сцепление, другие утверждают, что следует прибавить обороты коленчатого вала двигателя. Имеются также различные мнения относительно вывода из заноса автомобилей с приводом на передние и задние колеса.

Однако все эти утверждения, не имеющие ни теоретического, ни практического обоснования, не следует принимать в расчет. При заносе прежде всего следует снять с колес какой-либо момент (момент — произведение силы на плечо) или крутящий момент привода, или тормозной момент и только потом соответствующим образом направить передние колеса.

При заносе нельзя тормозить. Торможение только увеличивает занос, а также делает невозможным овладение опасной ситуацией.

Быстрая и полная ликвидация заноса зависит от опытности и спокойствия водителя. Упражняясь в выполнении данного маневра, водитель вскоре сумеет не только овладеть заносом, но и безошибочно определить, может ли он произойти на данной дороге и в данных условиях. В соответствии с этим он научится приспосабливать скорость движения автомобиля к условиям движения, особенно на повороте.

Сильным заносом овладеть очень трудно, а иногда и вообще невозможно. При таком заносе автомобиль полностью выходит из-под контроля водителя, что может привести к аварии. Поэтому все признаки заноса необходимо ликвидировать в самом начале, соответствующим образом поворачивая рулевое колесо. Но прежде всего автомобилист, особенно водитель такси всегда должен выбирать скорость движения в соответствии с дорожными условиями.

Бесшумное переключение передач водителем
Скорость - друг и враг водителя