Жизнь в потемках

Страна вступила (вернее, въехала) н неблагоприятную пору. Традиционный всплеск аварийности в ноябре — декабре обусловлен технической неподготовленностью к первому снегу и гололеду автомобилей (шины, «незамерзайка»), а также неготовностью водителей изменить манеру вождения. При этом есть еще один важный фактор, самым непосредственным образом влияющий на безопасность движения по украинским дорогам.

В круге света

Практически две трети суток водители вынуждены ездить с включенным головным освещением. Прибавьте к этому вечно забрызганные просоленной грязью стекла и фары, а также тот факт, что утренние и вечерние часы «пик» (когда скачок аварийности неизбежен) приходятся на темное время суток.

По данным различных зарубежных исследований, риск попасть в ДТП ночью в 1,5—2 раза выше, чем днем. Кстати, для пешеходов темнота еще опаснее. Канадские ученые установили, что вероятность наезда на пешехода в темноте в два раза выше, чем днем. Британцы еще менее оптимистичны: по их данным, пешеходу аж в 5 раз опаснее появляться на проезжей части после захода солнца.

Высокая аварийность ночью объясняется тем, что сектор обзора водителя сужается до светового пятна от фар. Кроме того, человеческие глаза в темноте гораздо хуже воспринимают световые контрасты. А значит, легко объяснить, почему ученые связывают проблему аварийности в темное время суток с освещенностью улиц и дорог.

Исследования показывают, что обустройство фонарями ранее неосвещенных дорог моментально сказывается на аварийности. Так, число погибших в ДТП становится меньше на 65%, а раненых — на треть. В два раза уменьшается количество наездов на пешеходов. Причем эти показатели сохраняют стабильность независимо от категории и месторасположения дороги.

Дорогая экономия

Полагаю, вряд ли кто-то будет возражать, что в нашей стране освещенные дороги по-прежнему остаются я «привилегией» городов и крупных населенных пунктов, да и то далеко не всех. Следствие этого — четверть аварий совершается в темное время суток на неосвещенных участках дорог. Между тем уже сейчас появляется целый ряд магистралей, по качеству покрытия не уступающих западным автобанам и позволяющих развивать скорости за 100 км/ч. При этом они остаются неосвещенными. Последствия такого сочетания, думаю, вполне предсказуемы.

Попытка сэкономить на освещении оборачивается затратами другого рода: выезд экипажей ДПС на место происшествия, лечение пострадавших убытки от их нетрудоспособности и т. д. Иногда власти пытаются добиться экономии электроэнергии, уменьшая количество горящих источников света (например, включают освещение только на каждой второй мачте). Такая экономия тоже весьма спорная: зарубежные ученые подсчитали, что двукратное сокращение освещенности приводит к увеличению количества аварий на 15—20%.

Кстати, требования к наружному освещению установлены ГОСТом «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и своду норм и правил «Естественное и искусственное освещение». Не будем приводить их требования, а лишь констатируем, что практически все эти нормы сегодня не соблюдаются. Поэтому помните, что движение ночью явно опаснее, чем днем, а значит, манеру вождения необходимо соответствующим образом корректировать.

Комментарии закрыты.