подвеска автомобиля

Автомобили с мягкой и жесткой подвесками: особенности движения

Заметим, что существует разница в поведении автомобиля с жестким и мягким подрессориванием при движении по дорогам. От чего зависит такое разделение? Очевидно, от конструкции рессорной подвески автомобиля. Можно сказать, что в основном жесткое подрессоривание имеют грузовые автомобили и автобусы (за некоторым исключением), а также легковые автомобили с листовыми рессорами. Эти рессоры отличаются жесткими и резкими толчками автомобиля при переезде через поперечные выступы или канавки, неровные железнодорожные переезды, выбоины. При этом прежде всего ощущается подкидывание передней, а затем задней части автомобиля, вследствие чего автомобиль качается резко, толчками.

Наоборот, когда автомобиль подрессорен мягко, на спиральных пружинах, торсионных стержнях или имеет резиновые, или пневматические рессоры, тогда он слабо реагирует на неровности дороги и качается от толчков спокойно, можно, сказать, «с достоинством».

Удобство, вытекающее из мягкого подрессоривания, к сожалению, кончается при быстрых поворотах. Если автомобиль с твердыми рессорами наклоняется во внешнюю сторону поворота очень незначительно и не создает ощущения потери устойчивости, то мягкие рессоры допускают значительный наклон кузова к наружной стороне дуги поворота, создавая впечатление, что автомобиль перевертывается. Это, однако, только иллюзия, и водитель через некоторое время привыкает к этому ощущению и перестает реагировать на наклон кузова подсознательным отклонением своего тела в обратную сторону.

Об автомобилях с листовыми рессорами подвески можно сказать, что при поперечных рессорах наклон кузова на поворотах меньше, чем при продольном расположении рессор.

Автомобили с плохими амортизаторами

Амортизаторы играют очень важную роль в автомобиле. Хорошо действующие амортизаторы имеют первостепенное значение для удержания направления движения автомобилем, едущим по не слишком ровной поверхности. Они не дают рессорам автомобиля раскачиваться и обеспечивают постоянное сцепление колеса с поверхностью дороги независимо от ее ровности и состояния.

Если же амортизаторы действуют плохо, то колеса под действием неровностей подбрасываются вверх, теряя сцепление с дорогой. Такое подбрасывание при некоторых условиях, например, при движении по булыжной мостовой с выбоинами или торцовой мостовой, может привести к потере управляемости и как следствие к тяжелому дорожно- транспортному происшествию. Амортизаторы, действующие правильно и достаточно сильно, предохраняют нас от такой опасности.

Если интенсивность действия амортизаторов регулируется, можно эффективность их действия подобрать по своему усмотрению. В основе регулировки лежит следующее: сильное действие амортизаторов создает эффект жесткого подрессоривания и в то же время лучшего удержания направления движения автомобилем при плохой поверхности дороги или на местности, причем можно безбоязненно на большой скорости переезжать через неровности, выбоины и выступы. Напротив, слабодействующие амортизаторы допускают мягкое раскачивание автомобиля, иногда доходящее до опасных пределов, при которых колеса автомобиля могут утратить сцепление с дорогой. При слабых амортизаторах невозможен быстрый переезд через выбоины и неровности, а движение по поврежденной булыжной мостовой вызывает сильную тряску автомобиля, опасную для едущих из-за возможной потери управления автомобилем.

Общий вывод для подвески автомобиля таков: при движении по дорогам с гладкой и ровной поверхностью требуются слабые амортизаторы. Зато скорость и удобство движения по плохой булыжной мостовой обеспечивают сильные амортизаторы.