Если автомобиль имеет так называемую синхронизированную коробку передач, то переключение передач с низшей на высшую и с высшей на низшую происходит без шума и легко. Когда коробка передач не имеет синхронизаторов или синхронизаторы установлены не на всех передачах, у водителя могут возникнуть трудности в переключении передач. Для того чтобы при такой коробке передач переключить передачу с низшей на высшую без скрежета зубьев шестерен, водитель должен выждать некоторое время после перевода рычага в нейтральное положение до момента, пока обороты коленчатого вала не снизятся. Длительность ожидания водитель определяет по нескольким предварительным проверкам. Причем этот период меняется не только в зависимости от марки и типа автомобиля, но и в зависимости от густоты масла в коробке передач, а, следовательно, и от его температуры.

Переключить передачу с высшей на низшую без скрежета иногда бывает очень сложно. Для этого водитель не только должен иметь большой опыт, но и быть знакомым с так называемым переключением передач с двойным выключением сцепления. Данное переключение осуществляется следующим образом.

Водитель, замедлив ход на высшей передаче, быстро выключает сцепление, одновременно переводит рычаг коробки передач в нейтральное положение и несколько снижает обороты коленчатого вала двигателя. Затем он быстро включает сцепление и нажимает на педаль управления дросселем, увеличивая число оборотов коленчатого вала двигателя. Не снижая оборотов коленчатого вала двигателя, снова быстро выжимает педаль сцепления, тут же резким движением переводит рычаг на низшую передачу и сейчас же включает сцепление.

Если водитель правильно выполняет все эти действия и соответствующим образом увеличивает обороты коленчатого вала двигателя, то переключение передач происходит бесшумно. Подобным образом водитель должен действовать и при переключении передач на следующую низшую передачу.

Все действия этого маневра должны выполняться не более чем за 2 сек, а опытные водители выполняют его менее чем за 1 сек.

Все водители, за исключением начинающих и имеющих малый опыт вождения, используют двойное выключение сцепления при несинхронизированной коробке передач только при переключении передачи с высшей на низшую. Безусловно, данный способ переключения передач следует использовать при спортивных поездках, гонках, при движении по местности и в горах, следовательно, во всех случаях, когда необходимо быстро и безошибочно переключить передачу с малой потерей скорости автомобиля.

Въезд автомобиля на перекресток с кольцевым движением
Занос автомобиля часто ведет к аварии