Особенности автомобилей: излишняя и недостаточная поворачиваемость

Автомобили различных конструкций отличаются не только по расположению и виду агрегатов, но и по поведению при движении, особенно на поворотах. Различают два основных типа поведения автомобилей на поворотах, проходимых с высокой скоростью: с излишней и недостаточной поворачиваемостью.

Автомобиль с излишней поворачиваемостью — это автомобиль, который при движении на повороте требует меньшего вращения рулевого колеса, чем это обусловлено геометрией рулевого управления. Задняя часть такого автомобиля имеет тенденцию к боковому заносу, а автомобиль легко входит в поворот.

Для того чтобы автомобиль с излишней поворачиваемостью удержать на воображаемой линии поворота, нужно уменьшить угол поворота передних колес. Причем, если задние колеса находятся на границе заноса или в небольшом заносе, иногда необходимо даже устранить угол поворота передних колес и применить отрицательный угол, чтобы удержать эти колеса на окружности.

По-иному ведет себя на повороте автомобиль с недостаточной поворачиваемостью. Такой автомобиль как бы нехотя входит в поворот. При повороте необходимо поворачивать передние колеса на больший угол, чем это требуется теоретически.

У автомобилей с недостаточной поворачиваемостью занос обычно быстрее наступает у передних колес, поэтому водитель должен следить, чтобы при слишком большом угле поворота передних колес не утратить возможность направлять движение автомобиля, и чтобы автомобиль не занесло по касательной к внешней стороне поворота.

Излишняя или недостаточная поворачиваемость зависит от ряда конструктивных факторов, а также от распределения нагрузки на оси автомобиля. Большая нагрузка на заднюю ось способствует излишней поворачиваёмости, а повышение нагрузки на переднюю ось — недостаточной поворачиваемости. Поэтому в большинстве случаев автомобили с передним расположением двигателя и с приводом на передние колеса являются автомобилями с недостаточной поворачиваемостью, а с задним расположением двигателя — автомобилями с излишней поворачиваемостью.

Разумеется, существуют и автомобили с нормальной поворачиваемостью без чрезмерной тенденции к вхождению в поворот или к заносу передней части во внешнюю сторону поворота. Такие автомобили составляют исключение, так как для автомобилей, движущихся на больших скоростях, желательна небольшая излишняя поворачиваемость.

Следует отметить, что спортсмены предпочитают автомобили с излишней поворачиваемостью, а гонщики —с небольшой, недостаточной поворачиваемостью. Это объясняется тем, что автомобилем с излишней поворачиваемостью при превышении им на повороте критической скорости легче овладеть. Автомобиль с недостаточной поворачиваемостью позволяет развивать несколько большую безопасную скорость, но при переходе этой границы тотчас- же перестает подчиняться водителю. Водители высокого класса могут позволить себе использовать эту скорость, так как они всегда сумеют не превысить ее границы. Менее опытные спортсмены довольствуются несколько меньшей скоростью на поворотах, но зато они уверены, что смогут овладеть автомобилем в случае бокового заноса.

Какой же вывод можно сделать из вышесказанного? Водитель при движении автомобиля на повороте не всегда может управлять им в соответствии с теоретическими расчетами, соответствующими геометрии рулевого управления. Иногда он должен в зависимости от поведения автомобиля несколько изменить управление им. Точность выполнения поворота с наибольшей возможной скоростью в значительной степени зависит не только от теоретических знаний, но также от опыта водителя и его привычки к данному автомобилю.

Увеличенная скорость на повороте

Что же должен делать водитель, если он въехал на поворот с чрезмерной скоростью? Как в автомобиле с излишней, так и с недостаточной поворачиваемостью полная утрата управляемости автомобилем наступает в момент потери сцепления всех колес автомобиля с дорогой, следовательно, в момент заноса всех колес.

Среди водителей распространено выражение «контролируемый занос четырех колес». Данное выражение является ошибочным, так как занос четырех колес не может быть контролируемым. Ведь при таком заносе водитель полностью теряет возможность управлять автомобилем. Самое большее, что он может, это ждать, пока занос уменьшится до границы наибольшего угла увода, тогда он будет иметь возможность вновь овладеть автомобилем.

Если водитель выехал на поворот с чрезмерно большой скоростью, он должен постараться снизить эту скорость, но ни в коем случае не притормаживая и не снимая ноги с педали управления дросселем. Это вызовет занос, и водитель не сможет управлять автомобилем. В данном случае водитель может только увеличить угол увода, допуская даже небольшое скольжение задних колес. Как нам известно, увеличение угла увода повышает сопротивление движению, вследствие чего снижается скорость автомобиля.

Наибольшей и недопустимой ошибкой в данной ситуации является уменьшение оборотов коленчатого вала двигателя или торможение. Это объясняется теоретическими положениями о силах, действующих на колеса автомобиля при движении на повороте.

У автомобиля с недостаточной поворачиваемостью при превышении безопасной скорости прежде всего происходит занос передних колес и автомобиль начинает двигаться по прямой. Только в этот момент водитель может притормозить, так как автомобиль уже не движется по окружности.

Одновременно он должен уменьшить угол поворота передних колес, чтобы вновь обеспечить их сцепление с дорогой. Только после этого, если автомобиль еще не выехал за пределы поворота, водитель должен попытаться вновь вывести автомобиль на поворот. Можно заметить, что автомобили, у которых происходит боковой занос прежде всего передних колес, являются наиболее опасными.

Движение на скользкой поверхности дороги

Такими же опасными, как масляные пятна на дороге, являются места, где поверхность дороги переходит от шероховатой к скользкой. Если при движении на повороте водитель не заметит такого участка, то он потеряет управляемость автомобилем, так как произойдет занос четырех колес. При этом водителю будет очень трудно вновь овладеть автомобилем из-за большой разницы между величиной скорости, с которой автомобиль движется, и величиной скорости, с которой он должен двигаться по скользкой поверхности. Притормозить автомобиль в этих условиях было бы серьезной ошибкой.

Что же происходите автомобилем, если он на повороте выехал с шероховатой поверхности на скользкую с повышенной скоростью? Автомобиль с излишней поворачиваемостью занесет задней частью к внешней стороне поворота. Такое скольжение можно ликвидировать, уменьшив угол поворота передних колес. Автомобиль с недостаточной поворачиваемостью перестанет двигаться по линии поворота и поедет вперед по касательной к этой линии.

Какой здесь можно дать совет? Попросту не следует допускать до этого, что нетрудно для опытного водителя. Если же водитель не имеет опыта, то он должен входить в поворот на соответствующей скорости и очень осторожно.