Среди водителей существует ошибочное мнение, что достаточно только 1 раз перед получением водительских прав пройти медицинскую проверку зрения, а в дальнейшем проверять зрение не обязательно. Однако состояние зрения водителя меняется, а само зрение имеет важное значение для безопасности движения. При управлении автомобилем решающую роль играет зрительное восприятие водителем движения транспортных средств и пешеходов, количества транспортных средств и их расположения, скорости, цвета и значения сигналов светофоров и дорожных знаков. Поэтому при возникновении малейших подозрений относительно ухудшения зрения необходимо обратиться к врачу-окулисту и устранить недостаток зрения. Если водитель знает о дефекте своего зрения, он может в значительной мере компенсировать его за счет усиления внимания и соответствующего снижения скорости движения.
Важнейшим свойством зрения является его острота. При нормальной остроте зрения водитель должен свободно различать дорожные знаки с расстояния не менее 100 м в дневное время. Острота зрения проверяется при прочтении знаков и букв на специальных таблицах. При необходимости следует немедленно начать носить очки, так как иначе водитель впоследствии может оказаться не в состоянии водить автомобиль.
Следует отметить, что в ясный солнечный день острота зрения выше, чем в пасмурный день или ночью. Наименьшая острота зрения отмечается в сумерки и на рассвете. Это связано с функцией зрачка человеческого глаза. Зрачок выполняет роль, аналогичную роли диафрагмы в объективе фотоаппарата. При съемках в солнечный день 1иы сужаем диафрагму, чтобы увеличить глубину резкости, и расширяем ее при слабом освещении, чтобы усилить освещенность пленки в аппарате, но при этом происходит снижение глубины резкости.
Аналогичный процесс происходит автоматически в глазах человека. Необходимо, чтобы внутрь глаза на сетчатку всегда попадало одинаковое количество света. Поэтому диаметр зрачка уменьшается при солнечном освещении и увеличивается по мере сгущения темноты. Данный процесс мы можем проследить, наблюдая за нашими зрачками в Зеркало при переходе из темного места на солнечный свет.
Когда зрачки сужены (имеют небольшой диаметр), то лучи света проникают в глаза узкими пучками, что повышает остроту зрения. По мере наступления темноты зрачки расширяются, острота зрения понижается и видимость ухудшается. Это необходимо учитывать при движении в сумерки и на рассвете (хотя в несколько меньшей степени). В это время водитель должен быть особенно внимательным и осторожным.
Другим важным свойством зрения является наличие соответствующего угла зрения. Величина угла зрения определяется простым способом. Вытянув руки вперед с поднятыми большими пальцами, смотрим точно перед собой. Затем медленно разводим руки в стороны до тех пор, пока не перестанем видеть большие пальцы рук. Задерживаем руки в данном положении. Угол, образованный руками, является углом зрения наших глаз. Наименьший допустимый угол зрения составляет примерно 140°. У некоторых людей угол зрения может достигать даже 190°.
Многие люди имеют так называемое туннельное зрение. Дорогу перед собой они видят, как бы через бинокль или трубу, а пространство сбоку различают плохо. Водители с таким недостатком зрения испытывают трудности при проезде через перекресток, и они представляют собой источник опасности в дорожном движении. Компенсировать данный дефект зрения можно, понижая скорость движения и проявляя особую осторожность там, где может угрожать опасность сбоку, а на перекрестках и на участках с интенсивным движением, поворачивая голову налево и направо.
Водитель должен хорошо различать цвета, в частности, отличать зеленый цвет от красного и желтого. Неспособность различать указанные цвета, называемая дальтонизмом, встречается преимущественно у мужчин. Водители, страдающие дальтонизмом, должны следить за сигналами светофора, в котором, как правило, вверху расположен красный сигнал, в середине желтый, а внизу зеленый. Однако нужно быть очень внимательным, чтобы не допустить ошибки при другом расположении сигналов в светофоре. Кроме того, определить цвет сигнала в светофоре можно, следя за действиями других водителей.
Следующим свойством зрения является способность правильно оценивать расстояние, что имеет важное значение при разъезде автомобилей, обгоне и движении в ряду. Водители, неспособные правильно определять расстояние, могут создать опасную ситуацию или вызвать нежелательную задержку автомобилей.
Очень распространенным дефектом зрения является ослабление зрительного восприятия в темноте. Причем данный недостаток встречается даже у водителей, которые хорошо видят в дневное время. Водители, у которых с наступлением темноты снижается способность видеть, должны принимать особые меры предосторожности во время ночных поездок. Они должны придерживаться следующего правила: снижать скорость движения по мере сгущения темноты. Скорость должна зависеть от расстояния, на которое водитель видит перед собой дорогу. Некоторые неподвижные предметы (например, камни) или медленно движущиеся препятствия (кошки, собаки), а также движущиеся или стоящие люди в одежде, по цвету не отличающейся от ‘поверхности дороги, в темноте почти невидимы, и поэтому водитель замечает их на дороге только с близкого расстояния.
Все вышеуказанные недостатки зрения требуют значительного усиления внимания водителя, что ускоряет его утомляемость. Данное обстоятельство необходимо учитывать во время движения.
Глаз человека гораздо медленнее приспосабливается к изменению интенсивности света при переходе из освещенной зоны в зону темноты, чем наоборот. Когда мы из освещенного пространства входим в темное, то первоначальное привыкание глаз к темноте длится несколько минут, а полностью зрение восстанавливается примерно через полчаса.
Неблагоприятным обстоятельством для водителя является ослепление, например, фарами встречного автомобиля. Уже на расстоянии 20 м от автомобиля с зажженными фарами водитель не видит ничего, что находится около этого автомобиля. После разъезда с таким автомобилем должно пройти определенное время, прежде чем восстановится зрительная способность водителя. Если водитель -не учтет этого, то в таком состоянии он может натолкнуться на невидимое им препятствие на дороге.
Отрицательное влияние на зрительную способность оказывает возраст водителя. У пожилых людей трудно протекает процесс восстановления зрительной способности после ослепления, а привыкание к темноте происходит гораздо медленнее, чем у молодых людей. Имеют место случаи, когда пожилые водители настолько плохо видят ночью, что не могут водить автомобиль в ночное время.
Такие водители должны работать на автомобиле только в дневное время.
Можно ли как-то компенсировать недостатки человеческого зрения, проявляющиеся в плохом различении предметов ночью, чтобы предотвратить связанную с этим опасность аварии?
Действенной мерой предотвращения аварии в ночное время является снижение скорости, с тем чтобы водитель при необходимости мог бы остановить свой автомобиль на расстоянии, на которое он просматривает дорогу в данных условиях при дальнем и ближнем свете фар или габаритных фонарях. Данное правило особенно важно учитывать при ослеплении водителей фарами встречного автомобиля. В этом случае следует уменьшать скорость по мере снижения видимости, а при падении видимости до нуля необходимо остановить свой автомобиль. Это единственный способ предупреждения аварии. Если водитель не остановится, он может натолкнуться на неосвещенные препятствия: конные повозки без фонарей, велосипедистов, пешеходов. При судебном разбирательстве аварии водитель будет признан соучастником аварии и понесет ответственность за нее.
При движении навстречу автомобиля с зажженными фарами следует смотреть не на фары, а правее, в бок, наблюдая при этом, не появится ли перед автомобилем какое-либо препятствие: конная повозка, велосипедист или пешеход. Увеличивать скорость не рекомендуется до полного восстановления зрительной способности.
Интенсивный свет фар встречного автомобиля вызывает у водителя желание ехать прямо на этот свет. Водителям следует знать об этом и при необходимости поворачивать автомобиль вправо, насколько это возможно.
При вождении автомобиля ночью следует смотреть только на дорогу перед автомобилем и не отрывать взгляда от дороги. Водитель может вести автомобиль ночью только после длительного отдыха. Утомление в значительной степени понижает зрительную способность человека.
При поездке в ночное время не следует включать свет внутри автомобиля. Рекомендуется пользоваться электрическими зажигалками без пламени и категорически запрещается пользоваться зажигалками с пламенем. Ночью нельзя пользоваться очками с темными или цветными стеклами. Передние стекла автомобиля должны быть чистыми, их загрязнение уменьшает видимость дороги. Необходимо тщательно отрегулировать фары и содержать в чистоте их стекла.
Следует подчеркнуть, что любые стекла, даже самые чистые, ухудшают видимость. Поэтому водителю без особой необходимости не следует пользоваться очками.
Среди водителей существует ошибочное мнение, что достаточно только 1 раз перед получением водительских прав пройти медицинскую проверку зрения, а в дальнейшем проверять зрение не обязательно. Однако состояние зрения водителя меняется, а само зрение имеет важное значение для безопасности движения. При управлении автомобилем решающую роль играет зрительное восприятие водителем движения транспортных средств и пешеходов, количества транспортных средств и их расположения, скорости, цвета и значения сигналов светофоров и дорожных знаков. Поэтому при возникновении малейших подозрений относительно ухудшения зрения необходимо обратиться к врачу-окулисту и устранить недостаток зрения. Если водитель знает о дефекте своего зрения, он может в значительной мере компенсировать его за счет усиления внимания и соответствующего снижения скорости движения.
Важнейшим свойством зрения является его острота. При нормальной остроте зрения водитель должен свободно различать дорожные знаки с расстояния не менее 100 м в дневное время. Острота зрения проверяется при прочтении знаков и букв на специальных таблицах. При необходимости следует немедленно начать носить очки, так как иначе водитель впоследствии может оказаться не в состоянии водить автомобиль.
Следует отметить, что в ясный солнечный день острота зрения выше, чем в пасмурный день или ночью. Наименьшая острота зрения отмечается в сумерки и на рассвете. Это связано с функцией зрачка человеческого глаза. Зрачок выполняет роль, аналогичную роли диафрагмы в объективе фотоаппарата. При съемках в солнечный день 1иы сужаем диафрагму, чтобы увеличить глубину резкости, и расширяем ее при слабом освещении, чтобы усилить освещенность пленки в аппарате, но при этом происходит снижение глубины резкости.
Аналогичный процесс происходит автоматически в глазах человека. Необходимо, чтобы внутрь глаза на сетчатку всегда попадало одинаковое количество света. Поэтому диаметр зрачка уменьшается при солнечном освещении и увеличивается по мере сгущения темноты. Данный процесс мы можем проследить, наблюдая за нашими зрачками в Зеркало при переходе из темного места на солнечный свет.
Когда зрачки сужены (имеют небольшой диаметр), то лучи света проникают в глаза узкими пучками, что повышает остроту зрения. По мере наступления темноты зрачки расширяются, острота зрения понижается и видимость ухудшается. Это необходимо учитывать при движении в сумерки и на рассвете (хотя в несколько меньшей степени). В это время водитель должен быть особенно внимательным и осторожным.
Другим важным свойством зрения является наличие соответствующего угла зрения. Величина угла зрения определяется простым способом. Вытянув руки вперед с поднятыми большими пальцами, смотрим точно перед собой. Затем медленно разводим руки в стороны до тех пор, пока не перестанем видеть большие пальцы рук. Задерживаем руки в данном положении. Угол, образованный руками, является углом зрения наших глаз. Наименьший допустимый угол зрения составляет примерно 140°. У некоторых людей угол зрения может достигать даже 190°.
Многие люди имеют так называемое туннельное зрение. Дорогу перед собой они видят, как бы через бинокль или трубу, а пространство сбоку различают плохо. Водители с таким недостатком зрения испытывают трудности при проезде через перекресток, и они представляют собой источник опасности в дорожном движении. Компенсировать данный дефект зрения можно, понижая скорость движения и проявляя особую осторожность там, где может угрожать опасность сбоку, а на перекрестках и на участках с интенсивным движением, поворачивая голову налево и направо.
Водитель должен хорошо различать цвета, в частности, отличать зеленый цвет от красного и желтого. Неспособность различать указанные цвета, называемая дальтонизмом, встречается преимущественно у мужчин. Водители, страдающие дальтонизмом, должны следить за сигналами светофора, в котором, как правило, вверху расположен красный сигнал, в середине желтый, а внизу зеленый. Однако нужно быть очень внимательным, чтобы не допустить ошибки при другом расположении сигналов в светофоре. Кроме того, определить цвет сигнала в светофоре можно, следя за действиями других водителей.
Следующим свойством зрения является способность правильно оценивать расстояние, что имеет важное значение при разъезде автомобилей, обгоне и движении в ряду. Водители, неспособные правильно определять расстояние, могут создать опасную ситуацию или вызвать нежелательную задержку автомобилей.
Очень распространенным дефектом зрения является ослабление зрительного восприятия в темноте. Причем данный недостаток встречается даже у водителей, которые хорошо видят в дневное время. Водители, у которых с наступлением темноты снижается способность видеть, должны принимать особые меры предосторожности во время ночных поездок. Они должны придерживаться следующего правила: снижать скорость движения по мере сгущения темноты. Скорость должна зависеть от расстояния, на которое водитель видит перед собой дорогу. Некоторые неподвижные предметы (например, камни) или медленно движущиеся препятствия (кошки, собаки), а также движущиеся или стоящие люди в одежде, по цвету не отличающейся от ‘поверхности дороги, в темноте почти невидимы, и поэтому водитель замечает их на дороге только с близкого расстояния.
Все вышеуказанные недостатки зрения требуют значительного усиления внимания водителя, что ускоряет его утомляемость. Данное обстоятельство необходимо учитывать во время движения.
Глаз человека гораздо медленнее приспосабливается к изменению интенсивности света при переходе из освещенной зоны в зону темноты, чем наоборот. Когда мы из освещенного пространства входим в темное, то первоначальное привыкание глаз к темноте длится несколько минут, а полностью зрение восстанавливается примерно через полчаса.
Неблагоприятным обстоятельством для водителя является ослепление, например, фарами встречного автомобиля. Уже на расстоянии 20 м от автомобиля с зажженными фарами водитель не видит ничего, что находится около этого автомобиля. После разъезда с таким автомобилем должно пройти определенное время, прежде чем восстановится зрительная способность водителя. Если водитель -не учтет этого, то в таком состоянии он может натолкнуться на невидимое им препятствие на дороге.
Отрицательное влияние на зрительную способность оказывает возраст водителя. У пожилых людей трудно протекает процесс восстановления зрительной способности после ослепления, а привыкание к темноте происходит гораздо медленнее, чем у молодых людей. Имеют место случаи, когда пожилые водители настолько плохо видят ночью, что не могут водить автомобиль в ночное время.
Такие водители должны работать на автомобиле только в дневное время.
Можно ли как-то компенсировать недостатки человеческого зрения, проявляющиеся в плохом различении предметов ночью, чтобы предотвратить связанную с этим опасность аварии?
Действенной мерой предотвращения аварии в ночное время является снижение скорости, с тем чтобы водитель при необходимости мог бы остановить свой автомобиль на расстоянии, на которое он просматривает дорогу в данных условиях при дальнем и ближнем свете фар или габаритных фонарях. Данное правило особенно важно учитывать при ослеплении водителей фарами встречного автомобиля. В этом случае следует уменьшать скорость по мере снижения видимости, а при падении видимости до нуля необходимо остановить свой автомобиль. Это единственный способ предупреждения аварии. Если водитель не остановится, он может натолкнуться на неосвещенные препятствия: конные повозки без фонарей, велосипедистов, пешеходов. При судебном разбирательстве аварии водитель будет признан соучастником аварии и понесет ответственность за нее.
При движении навстречу автомобиля с зажженными фарами следует смотреть не на фары, а правее, в бок, наблюдая при этом, не появится ли перед автомобилем какое-либо препятствие: конная повозка, велосипедист или пешеход. Увеличивать скорость не рекомендуется до полного восстановления зрительной способности.
Интенсивный свет фар встречного автомобиля вызывает у водителя желание ехать прямо на этот свет. Водителям следует знать об этом и при необходимости поворачивать автомобиль вправо, насколько это возможно.
При вождении автомобиля ночью следует смотреть только на дорогу перед автомобилем и не отрывать взгляда от дороги. Водитель может вести автомобиль ночью только после длительного отдыха. Утомление в значительной степени понижает зрительную способность человека.
При поездке в ночное время не следует включать свет внутри автомобиля. Рекомендуется пользоваться электрическими зажигалками без пламени и категорически запрещается пользоваться зажигалками с пламенем. Ночью нельзя пользоваться очками с темными или цветными стеклами. Передние стекла автомобиля должны быть чистыми, их загрязнение уменьшает видимость дороги. Необходимо тщательно отрегулировать фары и содержать в чистоте их стекла.
Следует подчеркнуть, что любые стекла, даже самые чистые, ухудшают видимость. Поэтому водителю без особой необходимости не следует пользоваться очками.
admin