СЛУХ ВОДИТЕЛЯ

Слух помогает водителю ориентироваться в дорожных условиях. Благодаря органам слуха он не только воспринимает звуковые предупреждающие сигналы и определяет направление и место, откуда они исходят, но может также контролировать работу автомобиля. Слух имеет, например, важное значение для определения угла увода колес по «писку», издаваемому шинами при движении на повороте.

Человек может в любое время сам исследовать свой слух. Для этого следует взять в руку часы с громким ходом. Другой рукой плотно закрыть ухо. Начиная с расстояния от плеча, медленно приближать часы к другому уху до расстояния, на котором становится слышным тиканье часов. Точно измерить это расстояние. Затем измерить расстояние слышимости у нескольких молодых людей с хорошим слухом. По результатам измерений определить среднее расстояние, которое будем называть основным.

Разделив расстояние, установленное отдельно для каждого своего уха, на основное расстояние, получаем относительную величину, характеризующую наш слух.

Если у водителя слух ослаблен, он должен во время вождения автомобиля повысить осторожность, а также более внимательно наблюдать за дорогой перед автомобилем по обеим сторонам его и сзади через зеркала заднего вида. На автомобиле с закрытым кузовом водителю следует опустить стекла в обоих боковых окнах, чтобы иметь возможность при необходимости выглянуть из окна и посмотреть назад.

При значительном ослаблении слуха необходимо пользоваться усилителями. Водители применяют два усилителя отдельно для каждого уха. Микрофоны помещают соответственно в левом и правом верхних карманах куртки или прикрепляют на груди с левой и правой стороны, чтобы в уши доходили сигналы с двух сторон. Благодаря этому можно определить не только вид и интенсивность звука, но и его направление.

РЕАКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ

Очень часто водитель бывает виновен в том, что он не остановил автомобиль сразу же, как только заметил опасность, а также не сумел вовремя свернуть или подать предупреждающий сигнал. Причиной этого является так называемое время психофизиологической реакции водителя.

Когда водитель замечает какую-либо опасность, его мозг регистрирует воспринимаемые посредством зрения или слуха сигналы и передает соответствующей части тела распоряжение о выполнении нужного действия. От момента восприятия слухового или зрительного сигнала до момента начала действия проходит определенное время, называемое временем психофизиологической реакции. Это время, составляющее у водителей в среднем от 0,2 до 0,7 сек, кажется нам очень коротким, но имеет существенное, значение для безопасного вождения автомобиля.

Допустим, автомобиль движется со скоростью 40 км/ч, т. е. в течение секунды проезжает расстояние примерно 11,1 м. Если неожиданно в поле зрения водителя на проезжей части дороги появится неосторожный пешеход, то автомобиль должен проехать еще около 5,5 м прежде чем водитель подаст предупреждающий сигнал. Следовательно, если пешеход, например, ребенок, выбежит на дорогу на расстоянии меньше этих 5,5 м от автомобиля, то авария неизбежна и предупредить ребенка об опасности невозможно.

Приблизительную проверку реакции водителя можно провести несколькими способами.

Наиболее простым способом определения времени реакции является проверка на падение листа бумаги. Для этого следует взять лист бумаги и прижать его за верхний край к стене таким образом, чтобы он находился на уровне груди проверяемого. Исследуемый водитель должен взять карандаш или указку и направить ее в сторону нижнего края листа бумаги. Расстояние между поверхностью бумаги и концом карандаша не должно быть больше 1 см.

Проверку производят следующим образом. Начинают вести беседу с испытуемым водителем и в ходе разговора неожиданно опускают лист бумаги, который падает вниз. Водитель должен как можно быстрее прижать конец карандаша к листу, задержав его падение.

Далее оценивают результат проверки. Если карандаш задержал лист бумаги, остановившись в его нижней половине, проверка выполнена очень хорошо, а время реакции водителя составляет от 0,2 до 0,3 сек. Если лист бумаги был задержан карандашом в верхней половине, результат считается средним, а время реакции составляет примерно от 0,3 до 0,5 сек. Если проверяемый поздно коснулся карандашом стены и лист бумаги упал, результат проверки является неудовлетворительным и возможность вождения автомобиля данным водителем следует поставить под сомнение.

Существуют также и другие способы проверки времени реакции, однако описанный выше способ является наиболее простым и легким для выполнения. Данный способ является и весьма точным при условии неоднократного проведения проверки. При всех проверках лист бумаги ни разу не должен упасть.

Психофизиология водителя
Влияние алкоголя на водителя